50
~ 10
18 мая 2022
Конкуренция в интернете ведется за пользователя — выигрывает тот, кто привлечет и конвертирует больше клиентов. Поэтому полезно знать, как продвигаются ваши конкуренты, чтобы перенять их методы.
Алексей Семенов, Редактор
Алексей Семенов Редактор

Допустим, у вас интернет-магазин, все ваши клиенты в онлайне и конкуренты находятся здесь же. А количество пользователей и спрос ограничен. Как же увеличить присутствие в сети, видимость сайта и объем продаж.

Нужно превзойти конкурентов, как минимум быть не хуже их, а лучше обойти их по качеству.

Зачем же нужен анализ конкурентов?

  • Чтобы узнать их слабые места — и быть лучше.
  • Чтобы узнать их сильные стороны — и взять на вооружение методы.
  • Чтобы определить условия для выхода в топ — разработать долговременную стратегию.

Основные источники трафика — это контекстная реклама и поисковый трафик, причем оба приводят пользователей из поисковой выдачи. Поэтому будем анализировать поисковую оптимизацию и заодно посмотрим, как конкуренты пользуются контекстной рекламой.


Как определить конкурентов

Вручную

  • Провести опрос: среди заказчиков и менеджеров.
  • Брать конкурентов из поисковой выдачи — вводите ключевое слово и смотрите, кто находится на первой странице и кто рекламируется в контексте. Часть сайтов будут пересекаться, то есть, например, по 7 из 10 запросов будут встречаться одни и те же площадки. Это и будут ваши конкуренты.

Как подбирать запросы для поиска конкурентов? Возьмите разделы своего сайта: услуги или товары, и подберите к каждому один или два запроса, которые лучше всего отражают содержание страницы. Брать можно высокочастотные и очевидные ключи, то есть те, которые прямо отражают спрос на ваш продукт.

Например, «купить спиннинг» — здесь очевидно, что пользователь хочет приобрести удилище и спрос у него сформирован, это коммерческий запрос, который хорошо конвертируется. И соответственно, здесь будут самые прокачанные площадки — вот на них и стоит ориентироваться.

Если у вас нет времени на ручной анализ, то можно использовать специальные сервисы.


С помощью сервисов

Сервисы упрощают поиск и анализ конкурентов — вручную делать ничего не надо. Сервисов много и чаще всего они дублируют функции друг друга, поэтому рассказывать обо всех нет смысла.

Для наших целей лучше всего подойдет сервис keys.so — он предоставляет данные о конкурентах и в поиске, и в контексте.

Скриншот из сервиса

Конкуренты в контексте

Скриншот из сервиса

Конкуренты в поиске

Сервис платный, но недорогой — самый дешевый тариф обойдется всего в 5 тысяч рублей за месяц. Этого хватит для тотального анализа конкурентов.

В качестве урезанной, но бесплатной альтернативы можно использовать сервис be1.ru — для контекста его использовать нельзя, но примерный список конкурентов он даст. Данные подтягиваются из Megaindex, отчет при этом неполный, за полноценный отчет опять же нужно платить.

Скриншот из сервиса

Сервис be1.ru

Анализ контекстной рекламы

Допустим, список конкурентов у нас уже есть. Что делать дальше? Проанализируем конкурентов в контекстной рекламе.

Что это нам даст:

  • Семантику конкурентов — мы узнаем, по каким ключам продвигаются конкуренты.
  • Тексты объявлений — узнаем какие преимущества они предлагают, найдем слабые места в объявлениях и так улучшим свои.
  • Узнаем бюджеты и трафик — так можем приблизительно оценить вложения, которые нам потребуются, чтобы выйти на необходимые KPI.

Пример

Возьмем для примера сайт lada.ru.

Сводка.

Скриншот анализа сайта

Отчет по сайту lada.ru

Разумеется, данные приблизительны, реальные цифры могут немного отличаться, например, трафика может быть больше, а бюджет меньше. Но по запросам и количеству и текстам объявлений информация точная.

Смотрим отчет детальнее.

Объявления конкурентов

Объявления в контексте

Есть список конкурентов конкурента. А еще есть тексты объявлений основного конкурента.

Следующий отчет — «Запросы сайта в контексте». Здесь уже есть запросы, позиция и цена клика.

Запросы сайта интернет рекламе

Запросы сайта в контекстной рекламе

Анализ SEO конкурентов

В поисковой оптимизации есть группы факторов, которые влияют на ранжирование, то есть на получение позиций в выдаче. Сайты конкурентов нужно оценивать по тем же параметрам, что и собственный сайт.

Нужно оценить:

  1. Техническое состояние сайтаскорость загрузки, корректность ответов серверов, оптимизацию под мобильные устройства и адаптивность дизайна, отсутствие ошибок в коде.
  2. Оптимизацию контентаего объем, наличие и плотность ключевых слов, оформление метаописаний, наличие картинок и видео, их оформление.
  3. Ссылочный профильколичество сайтов-доноров, анкоры ссылок, их общее качество, распределение между естественными и seo-ссылками.
  4. Поведенческие показателипроцент отказов, глубина и время просмотров.
  5. Коммерческие факторыналичие коммерческих элементов, которые повышают шансы на конверсию.

Но начать можно с беглого экспресс-анализа, который позволит оценить общий уровень оптимизации сайта — понять есть ли она вообще. Причем сделать это можно совершенно бесплатно — для этого не нужно покупать никакие сервисы.

SEO от профессионалов
Подробнее

Конкуренты в органической выдаче

Найти конкурентов в поисковой выдаче можно также в сервисе keys.so. Вбиваем свой домен и получаем список конкурентов в табличном виде, где уже собрана информация о них.

Подробный отчет выглядит так.

Анализ конкурентов

Можно сортировать по похожести, тематичности, общим ключам и другим параметрам.

Экспресс-анализ

Сервис PR-CY дает возможность быстро собрать базовую информацию об оптимизации сайта.

Быстрый аудит

Экспресс-анализ

Для начального анализа достаточно зарегистрироваться через почту.

Здесь можно увидеть значения и динамику ИКС в «Яндекс», количество проиндексированных страниц и проблемы сайта, если они есть.


Параметры домена сайта

Параметры домена

Анализ сайта

Параметры сайта

Также сервис дает приблизительные данные о посещаемости. Но тут учтите, что они не точные, посещаемость может немного отличаться, но, как правило, средние значения верны.

Посещаемость

Данные о трафике

Закрытые данные можно получить в платной версии.

После этого данные по сайтам можно свести в отдельной таблице — это даст возможность быстро проанализировать соотношение уровня сайтов.

Техническое состояние

Для оценки технического состояния можно воспользоваться бесплатным краулером сайта SiteAnalyzer.

Вбиваете домен нужного сайта и получаете вывод информации по ошибкам на всем сайте.

Сводку можно получить в разделе «Дашборд».


Скрин Site Analyzer

Дашборд SiteAnalyzer

Ниже можно получить детальную информацию о количестве ошибок.

Программа SiteAnalyzer

Данные SiteAnalyzer

Данные об ошибках

Ошибки сайта

Ссылочный профиль

Ссылки — один из факторов ранжирования и в «Яндекс» и в Гугл, причем в последнем он имеет важное значение. Причем количество важно в меньшей степени — сейчас поисковые системы придирчивы и обращают внимание на качество доноров.

Но для предварительного анализа достаточно будет общей информации.

Использовать можно сервис Linkpad — он дает информацию о количестве сайтов-доноров и примерное представление о ссылочном профиле.

Профиль ссылочный

Количество ссылок

Качество ссылочного профиля можно оценить с помощью PR-CY.

Качество ссылок

Анализ ссылочного профился

Здесь показывается количество ссылок, которые можно считать естественными и seo-ссылками. SEO-ссылки — это коммерческие ссылки с анкорами в виде поисковых запросов, которые куплены специально, чтобы манипулировать поисковой выдачей. Большое количество таких ссылок создает серьезные риски попадания под фильтр и в Гугле и в «Яндекс».

Поэтому не стоит увлекаться бездумной массовой закупкой ссылок или пользоваться автозакупкой на биржах. Важное условие — по ссылкам должны переходить люди, поэтому лучше получить меньше ссылок, но более качественных и с подходящих ресурсов.

Коммерческие факторы

Про коммерческие факторы мы рассказывали в отдельной статье — в ней же есть схема и шаблон для анализа конкурентов.

Коммерческие факторы

Анализ коммерческих факторов

Трафик и поведение пользователей

Еще одна группа факторов ранжирования — это поведенческие факторы. Сюда относятся: глубина и время просмотра, количество просмотренных страниц за один сеанс и процент отказов, то есть количество тех, кто отказался от просмотра сайта.

Получить информацию из открытых источников нельзя — только с помощью специализированных, платных сервисов. Например, это умеет Semrush.

Вот как выглядит сравнительный отчет с конкурентами.


Данные Semrush

Аналитика от Semrush

Здесь можно найти все показатели: и трафик, и его характеристики.

Также есть пересечение аудиторий.

Аудитории от Semrush

Аналитика аудиторий от Semrush

И самые популярные страницы.

Аудит от Semrush

Постраничная аналитика от Semrush

Как проанализировать

Общий принцип такой:

  • 1 столбец — конкуренты
  • Следующие столбцы — показатели.
  • В ячейках данные: наличие элемента, количественные показатели, например, трафик, ИКС, количество посещений или сайтов-доноров.
  • В последней строке выведите общую сумму баллов или среднее значение.

Дополнительно можно отметить цветом уровень проработки у каждого конкурента.


Анализ оптимизации конкурентов

Пример таблицы с анализом оптимизации конкурентов

Данные лучше всего группировать по типу анализа. Это можно сделать в одной таблице, но на разных листах.

То есть отдельно — ссылочный профиль, отдельно коммерческие элементы, отдельно уровень оптимизации. Такое разделение необходимо, во-первых, чтобы не запутаться, во-вторых, для корректного сравнения с конкурентами.

По каждому признаку можно выставить сумму баллов по всем показателем и сравнить с вашим сайтом — так вы поймете места, где вы отстаете и что вам стоит доработать, чтобы обойти конкурентов.


seo
Алексей Семенов
Оцените статью
50
5
1
К списку статей
Подпишитесь на рассылку
Раз в месяц присылаем лучшие материалы